Почему сила воли вредна

Сила воли

Общепринято, что сила воли помогает начать ходить в спортзал, бросить курить, завязать со спиртным или лучше работать. Чем лучше развита “мышца” силы воли, тем большего можно будет добиться и тем проще будет противостоять неконструктивным искушениям.

На мой же взгляд, все наоборот. Сила воли скорее мешает выбору, служит помехой в достижении целей и вообще не предназначена для использования в процессе принятия и выполнения серьезных решений.

Задача воли – подавить ненужное человеку в данный момент переживание. Так, например, спортсмен добежит до финиша, если забудет о ноющих мышцах и смертельной усталости. Подавит свои негативные переживания. Сознательной воле удается выключать эти переживания, больше она не способна ни на что. И на какое-то, очень непродолжительное время, мы оказываемся освобождены от ненужного, отвлекающего от позитивного действия фактора. Внешне это выглядит так, как будто спортсмен благодаря воле устремляется вперед. Хотя, на самом деле, он чувствует временное облегчение от отсутствия необходимости страдать от боли в мышцах. Буквально через пару минут боль вернется, анестезия воли перестанет работать, и весь груз осознания страданий настигнет спортсмена. Одна из задач человека в этой ситуации — это понять то, что подавление работает на очень коротких дистанциях. Бегун должен быть спринтером. Воля представляет собой не долговременную опору, а анестезию, действие которой пройдет через пару часов. А если пользоваться часто, то настанет резистентность.

Из-за попыток опираться на силу воли люди часто терпят болезненные поражения.

Оказываются в замкнутом колесе попыток и провалов, переживают трагические внутренние конфликты. Они просто используют инструмент, предназначенный для короткой передышки в попытке сберечь силы в 40-километровом марафоне. Условно говоря, силой воли можно бросить курить только эту конкретную сигарету, находящуюся у вас в зубах, или сделать последний рывок у финиша. Это все очень важно в нужные моменты времени. Но та же самая сила воли будет крайней неэффективна, если вы, к примеру, решите бросить курить на всю жизнь или решите каждый день бегать по утрам в легком темпе.

Как же тогда действовать? Что поможет бросить курить навсегда или продолжать бегать каждый день? Понимание того, с помощью чего мы по-настоящему ориентируемся, делая выбор. Я подобрал 3 материала, раскрывающие этот вопрос, и краткие цитаты из них.

Первый материал. Это любопытная история о том, как Сергей Горбачев, руководитель компании организации мероприятий, бросил употреблять алкоголь. Сергей Горбачев. Как бросить пить.

Цитата из ролика:

“Финальная вещь, ключевая, которую я для себя понял: что я не могу бросить пить. В этой формулировке “бросить пить” что заложено? Есть слово “пить”, в котором для нас представлена определенная ценность. Нам по каким-либо причинам нравится пить. Мы расслабляемся, мы становимся более веселыми, мы становимся более коммуникабельными, у каждого своя история. И мы хотим бросить это! То есть мы хотим избавиться от того, что нам нравится! Понимаете конфликт? Бросить то, что нам нравится. Я не знаю, как у остальных, но я не люблю расставаться с тем, что мне нравится. Одна часть тебя хочет избавиться от алкоголя. Вторая часть не хочет, потому что есть определенные вещи, которые приносят кайф. И получается история, что ты себя заставляешь избавиться от вещей, которые тебе нравятся. И я понял, что не могу этого сделать. Я могу это сделать на какое-то время. Я могу усилием воли заставить себя прекратить пить на какое-то время, но я не готов внутренне пережить, что я никогда в жизни не встречусь больше с этими ценностями, что я никогда в жизни не переживу кайфа, который мне дает алкоголь. Какие-то веселые минуты с друзьями, безудержное веселье и так далее. И на мой взгляд, в этом и скрыт весь фокус. Весь дальнейший путь, который делал я, он не связан ни с каким химическим воздействием, не связан ни с какими медикаментами. Он связан с путем осознанности, путем понимания. Все, что я делал – я развенчал идею того, что в алкоголе есть для меня какая-либо ценность. Я себя не загипнотизировал, не переубедил, я действительно это развенчал.”

Второй материал — это лекция Альфрида Лэнгле, известного австрийского психотерапевта, под названием “Почему я не делаю то, что хочу?”. Смотреть видео лекцию или читать расшифровку

Цитата из лекции:

“Будучи врачом, я много работал с пациентами, которые хотели бросить курить. Каждому из них я задавал этот вопрос («а какие есть преимущества, если я этого не сделаю?»). Ответ был такой: «Вы что, хотите меня демотивировать? Когда вы меня спрашиваете, что я выиграю, если не буду бросать курить, то у меня столько идей!» Я отвечал: «Да, это и есть причина, по которой мы здесь сидим». И были пациенты, которые после этого второго шага говорили: «Мне стало понятно, я буду продолжать курить». Значит ли это, что я плохой врач? Я двигаю пациента в том направлении, чтобы они бросили курить, и я должен их мотивировать, чтобы они бросили — а я двигаю их в противоположном. Но это малая беда, если человек скажет: «Я буду продолжать курить», чем если он будет раздумывать три недели, а дальше все равно будет продолжать курить. Потому что у нет сил бросить. Если те ценности, которые он реализует благодаря курению, привлекательны для него, он не может бросить.

Третий материал для любителей сложного чтения. Ролло Мэй в своей книге “Любовь и воля” (о которой я уже писал) посвятил большую главу исследованию интенциональности. Главы весьма трудны для чтения и осмысления, они говорят о крайне важной и трудноуловимой структуре человеческого сознания. Если я правильно уяснил для себя ход мыслей Мэя, то, сильно упрощая, интенциональность — это структура целостного волеизъявления. Изначальная способность сознания внимать предмету своего созерцания. Эта структура непротиворечива сама в себе, в отличие от воли. Почему важно изучение этой структуры? Можно сказать, что интенциональность стоит на ступеньку выше обывательской воли. Уровень более фундаментального основания.

Возьмем заведомо упрощенный пример: допустим, я хочу бросить курить. Я испытываю драматический конфликт между целым рядом желаний. Телесным желанием дозы никотина, заботой о здоровье, желанием сделать эмоциональный перерыв после напряженного совещания, хочу пообщаться спокойно в курилке, и при всем при этом, если сказать честно, я не хочу иметь какую бы то ни было зависимость, ограничивающую меня в моей жизни.

На уровне воли здесь есть целый ряд сложнейших конфликтов. Уровень интенции, в противовес этому — это тот уровень, где конфликта нет, он разрешается, или противоречия не возникает. В случае с примером курения это может быть желание сменить работу, где нет таких стрессовых совещаний, где я сохраняю душевное равновесие и могу общаться с сотрудниками в любой момент, а не в курилке. Мне может хотеться другой атмосферы в моей работе. Смена работы в данном случае – мое истинное желание, моя интенция, в которой вышеназванные конфликты отсутствуют как таковые. И пока я не начну реализовывать этот более фундаментальный уровень интенции, я не избавлюсь от волевого конфликта.

Решая проблему курения на уровне воли, я потерплю поражение, если не перейду на уровень интенции, как говорит об этом Мэй, уровень смысла и жизненной силы, как говорит об этом Лэнгле, или уровне ценностей, как говорит об этом в своем ролике Сергей Горбачев.

Речь идет примерно об одном и том же. О вскрытии луковицы поверхностных желаний и осознании фундаментальной интенциональности настолько, насколько это возможно. Никто не будет утверждать, что однажды мы можем дойти до конца в этом процессе.

Чтобы разрешить волевой конфликт, я не должен добиваться победы одной из сторон в этом конфликте. Здоровый образ жизни редко побеждает желание курить (поэтому не работают предупреждения Минздрава), а победа скорее всего окажется временной. Я должен обнаружить в себе уровень желания, в котором отсутствуют противоречия воли как таковые, и творчески реализовать этот уровень желания. Поверхностный конфликт исчезнет навсегда. Я либо пойму, что всей душой хочу курить, и отложу попытки бросить до лучших времен, либо брошу без всяких на то усилий долговременной воли, так как пойму, чего хочу всей душой на самом деле. Иногда может оказаться так, что этот более фундаментальный уровень интенции ощущается очень слабо. Тогда возникает ситуация, когда нужно использовать творческие способности для создания такого уровня интенциональности, на котором будет отсутствовать волевой конфликт. Творчески пережить и переосмыслить свои потребности.

Волевой конфликт, неудачные попытки сделать что угодно, начиная с попыток пойти и остаться в спортзале, найти работу по душе, и заканчивая чем угодно — это не повод усилить борьбу воли за наиболее приемлемое в данный момент, а сигнал к тому, что мы не заметили, пропустили, прошли мимо фундаментальной интенции. Пробежали мимо (благодаря все той же силе воли) своего истинного, непротиворечивого в своей сути желания – того желания, которое ведет нас к полноте переживания этой жизни.

Отправить ответ